Статья "Практика и перспектива обжалования решений налоговых органов" ("Слияния и поглощения", декабрь 2010г.)

Лариса Одинцова, эксперт КТМЮ
при участии Надежды Кудряшовой, директор КТМЮ

В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется справка и в течение 2-х месяцев с даты составления справки проверяющими по результатам налоговой проверки должен быть составлен Акт.

В соответствии с п.п.4, 5 ст.100 НК РФ Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Пунктом 6 ст. 101 НК РФ установлено, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.

Из положений п.1 и п.4 ст. 101 НК РФ следует, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются материалами налоговой проверки наряду с другими полученными налоговым органом в ходе налоговой проверки материалами.

Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля, в том числе на стадии рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В ходе выездной налоговой проверки одного из предприятий, входящего в группу компаний, после рассмотрения Акта выездной налоговой проверки и представленных нашим предприятием возражений, руководителем налогового органа было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По итогам проведения мероприятий дополнительного налогового контроля в адрес предприятия было направлено письмо с описанием итогов проведения дополнительных мероприятий и даты рассмотрения материалов дополнительного налогового контроля.

Проверяемым предприятием было направлено обращение в адрес налогового органа с просьбой о переносе даты рассмотрения материалов. В ответ на это обращение последовал звонок из налоговой инспекции о согласии на перенос указанной даты с сообщением о том, что конкретная дата и время рассмотрения материалов будут сообщены дополнительно.

Однако спустя несколько дней, представителю предприятия было вручено Решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проведения выездной налоговой проверки.

Наше предприятие обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, однако, вышестоящий налоговый орган оставил апелляционную жалобу предприятия без удовлетворения

По рекомендации ООО «КТМЮ» наше предприятие обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании Решения налогового органа недействительным по основанию, что Решение Инспекции вынесено, в том числе по материалам, полученным в результате проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, и в то же время без извещения Общества и без предоставления Обществу возможности участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представления объяснений, что следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену Решения Инспекции.

Обосновать нашу позицию помогли следующие обстоятельства и аргументы:

  1. в письме, направленном в наш адрес по итогам проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, была указана дата рассмотрения материалов, полученных по итогам проведения дополнительных мероприятий  налогового контроля, но не было указания на время рассмотрения, что является нарушением п.2 ст.101 НК РФ;
  2. в ответ на наше обращение о переносе даты рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, последовал телефонный звонок из налоговой инспекции (телефонограмма) о согласии на перенос даты рассмотрения материалов, который наше предприятие занесло в книгу телефонограмм и выписку из которой мы приложили к апелляционной жалобе;
  3. несмотря на участие представителей нашего предприятия в рассмотрении акта выездной налоговой проверки и возражений к акту, невозможность реализации своего права на участие в рассмотрении материалов, полученных по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе, с целью предоставления объяснений, является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является безусловным основанием для отмены решения налогового органа (п.14 ст.101 НК РФ), Данный подход полностью подтверждается судебно-арбитражной практикой Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 391/09.

Арбитражный суд г.Москвы внимательно изучил наши доводы и доводы налогового органа и встал на сторону нашего предприятия, признав Решение налогового органа недействительным. (Дело № А40-48247/10-127-232). Девятый Арбитражный Апелляционный Суд своим Постановлением № 09АП-24035/2010-АК решение Арбитражного суда г.Москвы оставил без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.

Благодаря позиции Высшего Арбитражного Суда РФ и соответственно складывающейся арбитражной практике, законодателем Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ были внесены изменения в ст.101 НК РФ, согласно которым в п.1 ст.101 НК РФ четко указано, что акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Таким образом, законодатель четко указал, что материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, должны рассматриваться при участии налогоплательщика, а соответственно, нарушение налоговым органом прав налогоплательщика  является, в соответствии с п.14 ст.101 НК РФ существенным нарушением, являющимся основанием для признания решения налогового органа недействительным.